ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА С НУЛЕВОЙ БАЛАНСОВОЙ СТОИМОСТЬЮ

Музыкальные новости

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА С НУЛЕВОЙ БАЛАНСОВОЙ СТОИМОСТЬЮ

При ревизии КРУ в акте зафиксировано нарушение. Ревизоры считают нарушением использование основных средств (далее — ОС) с нулевой балансовой (остаточной) стоимостью и требуют переоценить ее. Проводя аудит предприятия, давайте аудиторам полную информацию.

Правомерно ли требование ревизоров?

ОТВЕТ: Нет, прямого предписания о переоценке балансовой (остаточной) стоимости ОС в нормативных актах, регулирующих учет в бюджетных учреждениях, нет.

Согласно ее п. 1.5 балансовая (остаточная) стоимость — первоначальная стоимость за вычетом начисленного износа. Итак, выясним, почему в бухучете бюджетных учреждений появляются ОС с нулевой балансовой (остаточной) и можно ли исправить такую ситуацию. Бухгалтерский учет и аудит хорошо дополняют друг друга.

Ее первопричина — нормы износа, а в частности, действовавшие до 2009 года. Заметьте, что:

1) до 2009 года нормы износа были довольно высокими и не привязанными к срокам полезного использования, что и привело к описанной ситуации;

2) начиная с 2009 года сроки полезного использования для ОС четко зафиксированы в приложении к Инструкции № 64, а нормы износа существенно снижены.

Вместе с тем сегодня продолжает действовать п. 2.1

Откровенно говоря, новые нормы по начислению износа в определенной степени сняли напряжение по этому вопросу, но полностью проблемы не решили. Поскольку остается открытым вопрос: как же быть с ОС, в которых уже 100-процентный износ или до 2009 года его начисляли по более высокой норме. Ведь согласно п. 76 Инструкции № 64 100-процентный износ, начисленный на необоротные активы (далее — НА), пригодные к эксплуатации, не может быть основанием для списания. Начните с аудита отчетности и вы захотите большего.

Со сказанного следует, что НА с нулевой балансовой стоимостью можно эксплуатировать и в дальнейшей. И это довольно весомый аргумент в пользу бюджетного учреждения.

Относительно переоценки также все непросто.

Как видим, переоценку проводят, когда занижена первоначальная (восстановительная) стоимость НА. Это подчеркивает и Госказначейство в письме от 23.04.08 г. № 3.4-04/1153-6784, ссылаясь на п. 1.10 Инструкции № 64.

Инструкция № 64 предусматривает переоценку первоначальной (восстановительной) стоимости НА. Но только тогда, когда их стоимость значительно отличается от аналогичных.

Впрочем описанная ситуация случается почти в каждом учреждении. И ревизоры требуют дооценить активы или налагают вето на их использование. Выполнить же предписание контролеров, а особенно по переоценке балансовой стоимости техники, не всегда возможно. Объясним на примерах.

На балансе бюджетного учреждения — автомобиль Ланос, приобретенный в 2005 году. Первоначальная его стоимость — 36700 грн. Поскольку до 2009 года он относился к II группе НА с годовой нормой износа — 25%, в декабре 2008 года был начислен 100%-ный износ. Ревизоры считают его стоимость заниженной. Ведь цена аналогичной модели в 2010 году составляет 45000 грн.

И здесь позиция ревизоров относительно переоценки вполне оправдана. Комиссия учреждения должна составить акт переоценки, а бухгалтерия отобразить дооценку автомобиля в сумме 8300 грн (45000 грн - 36700 грн) в учетных регистрах. Корреспонденция субсчетов: Дт 105 "Транспортные средства" Km 401 "Фонд в необоротных активах по их видам" на сумму 8300 грн.

Обратите внимание!

Переоценивая НА с 100-процентным износом, сумму дооценки просто прибавляют к первоначальной стоимости без изменения суммы износа.

В учете числится компьютер (первоначальная (восстановительная) стоимость — 4500 грн) с нулевой балансовой стоимостью (износ — 100%). После модернизации его продолжают эксплуатировать.

Ревизоры требуют его переоценить. Как выяснилось, аналогичная модель в 2010 году стоит 3000 грн. здесь дооценить его балансовую стоимость нет никакой возможности. Ведь в этом случае наоборот — необходимо делать уценку.

Напомним: согласно п. 4 ст. 6 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г.№ 996-XIV правила бухучета в бюджетных учреждениях должно устанавливать Госказначейство. И бюджетным учреждениям следует руководствоваться Инструкцией № 64, по которой основанием для переоценки является заниженная первоначальная стоимость.

Подытожим. Использование ОС с нулевой балансовой стоимостью можно рассматривать как нарушение только после того, как в Инструкцию № 64 внесут соответствующие изменения или уполномоченные органы предоставят дополнительные разъяснения. Что-то наподобие: ОС с нулевой стоимостью не должны состоять на учете или их фактическую стоимость в обязательном порядке необходимо привести к стоимости аналогичных образцов. Вот тогда, когда эти предписания не будут выполнены, можно будет говорить о нарушении правил бухучета ОС.